На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ФЕНОМЕН ШАМБАЛЫ

 

Легенда о Шамбале – неразрывно связана с калачакра-тантрой и значима в буддизме из-за своей связи с будущим. Предсказано, что воинство Шамбалы выиграет последнее сражение на Земле с силами зла и невежества, после чего на землю из чистой страны Тушита1 придет Будда грядущего – Майтрея и по всей земле распространится учение калачакры. Наступит счастливая эра буддийского учения – Золотой век. Сюжет о грядущем сражении сил добра и зла получил широкое распространение, таким образом, Шамбала стала достоянием всего человечества. Миф о земле всеобщего счастья и Владыках Шамбалы – «Грозных Держателей Колеса» оказался востребованным в разное время совершенно разными людьми по национальности и своей культуре: сначала буддийскими верующими, потом русскими староверами, позднее известными теософами, мистиками разных школ и направлений, нацистами, искателями приключений и различными авантюристами, рериховцами и романтиками-мечтателями. Традиция мифа, несмотря на кажущуюся разнородность людей, соприкасавшихся с Шамбалой, не прерывалась более тысячелетия. Даже сейчас в начале XXI века можно подвергнуть анализу составляющие сюжета изначального мифа о Шамбале, проследить его эволюцию и внесение последующих дополнений современниками, проанализировать сохранившиеся изображение мандал и танок Шамбалы и в итоге вернуться к исходному содержанию самого мифа. Посредством, какого закона в памяти людей, обеспечивается такое стойкое и долговременное сохранение мифа и правильная передача его содержания от поколения к поколению? Казалось бы, что мистическая Шамбала, какой ее представляли еще несколько лет назад, будет и дальше оставаться в таком же качестве. Но сначала, проявилось верное знание о местонахождении священной страны Уддияны, которую, как и Шамбалу, раньше относили к мистическим странам, а теперь постепенно и Шамбала становится понятнее и реальней. Территориально ее все увереннее определяют вблизи Кайласа, в Западном Тибете, и факты, о которых будет рассказано в этой книге, говорят в пользу этой версии. Среди множества гипотез возможного местонахождения Шамбалы доминирует буддийское представление об ее небесном внеземном расположении, куда могут попасть только чистые сердцем. Наряду с этим широко распространенным среди буддистов представлением существуют также многочисленные исторические указания на реальное существование Шамбалы в древности в труднодоступной гималайской долине. Об этом можно прочитать в бонских и тибетоязычных рукописях. Анализ подобных текстов, переводы которых с каждым годом становятся все более доступными, позволяют с большей степенью вероятности локализовать древнее гималайское княжество Шамбалы на берегах в верхнем течении Сатледжа, а распространенные ранее версии о возможном местонахождении легендарной страны в бассейнах рек Сырдарья или Тарим признать ошибочными. Вполне возможно, что последующие исследования ученых внесут дополнительные уточнения и тайна Шамбалы будет полностью раскрыта, но пока Шамбала, подобно мифу об Атлантиде, остается легендарной страной, и на ее поиски в Гималаи по-прежнему устремляются исследовательские экспедиции.

Считается, что жители страны Шамбала в результате йогической практики стали могущественными и мудрыми, и даже сама местность приобрела чудесные свойства. Согласно традиционным представлениям Шамбала единственное место, где сохраняется в исконном изложении первоначальная калачакра-тантра. Впервые Шамбала становится известной в связи с проповедью в Индии Буддой Шакьямуни царю Сучандре в 878 г. до н.э. по тибетскому летоисчислению. По мнению современных европейских историков, проповедь этой доктрины относится по исправленной долгой концепции – 483 (±3) г. до н.э. или короткой – 380 (±30) г. до н.э. В летописях сказано, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение калачакры у Будды. Поэтому калачакра имеет особую связь с Шамбалой».

Чтобы правильно понять, причины выделения европейцами Шамбалы из всего класса чистых земель буддизма, следует напомнить о доминирующих научных представлениях конца XIX–ХХ вв. В то время, были распространены представления об Атлантиде и полой Земле, процветала теософия и спиритизм, существовала вера в сохранившиеся от предыдущих цивилизаций хранилища тайных знаний. Тибет был закрыт для посещения европейцев с 1793 г. и поэтому представлялся идеальным местом, где могли существовать духовные центры мудрецов. В появившихся публикациях об исследованиях Центральной Азии, среди прочего, говорилось и о загадочной Шамбале. В восприятии европейцев Шамбала скоро стала одним из таких сокровенных духовных центров, скрывающим в себе наследие и мудрость предыдущих цивилизаций. Отрывочные сведения о, хранившемся в духовных центрах, эзотерическом знании, которое дает человеку полную власть над миром, стали поводом для поиска Шамбалы многочисленными искателями приключений. Хотя в самом Тибете, согласно «Синей летописи» буддизма в Тибете, среди перечисленных святых мест на первом месте значилась Уддияна, а Шамбале отводилась второстепенное значение.

Кандидат исторических наук А.М. Стрелков2 исследовал миф о Шамбале по первоисточникам непосредственно в Тибете. Его вывод: «Любой, кто задастся целью узнать точные и подробные сведения о Шамбале, столкнется с двумя существенными трудностями – тексты, которые могут открыть эту тайну, крайне редки и сами окружены тайнами и запретами, языки на которых написаны эти тексты – санскрит и тибетский.

Сообщения о Шамбале находятся в текстах калачакры и специальных работах практиков этой системы. Вне этой тантры нет буддийских представлений о Шамбале. Для желающих оказаться в Шамбале, желающих постичь ее мудрость и тайны, путь один – практика калачакра-тантры»3.

Специалисты знают: в глубинных, изначальных пластах любого мифа обязательно лежит какое-то рациональное ядро. В мифе о Шамбале – это сведения о том, что жители этой страны достигли больших успехов в практике калачакры, поэтому в Шамбалу стремились попасть буддисты-практики, чтобы разрешить свои сомнения в изучении самых сложных тантр калачакры.

Распространение правильного знания о Шамбале сдерживалось закрытостью для непосвященных калачакра-тантры, остающейся чрезвычайно сложной для восприятия и в наши дни. Публичное обсуждение этого учения по традиции не приветствуется, а тайный эзотерический смысл передается только в процессе обучения от учителя ученику в устной форме. Неразглашение сокровенного знания, является одним из существенных аспектов тантры и многих других эзотерических традиций. Причина такого требования заключается в том, что, раскрывая тайны непосвященным, человек попусту растрачивает энергию, может навлечь неприятности на тех, кто не готов к восприятию, и самое, главное, может получить нежелательные кармические последствия для самого себя, если будет необдуманно распространять знания среди недостойных и неподготовленных людей. По этой причине европейцы первоначально получили лишь смутное представление о Шамбале и калачакра-тантре.

Большинство источников связанных с Шамбалой являются тибетоязычными. Согласно традиции о соблюдении тайны, написаны эти тексты «сумеречным языком» (сандхья-баша4). Сумеречный язык отличается красочностью метафор, скрывающих истинное значение от непосвященных. Лама Анагарика Говинда, посвященный буддийской тантры, по этому поводу пишет: «символический язык не только служит защитой от профанации сакрально посредством интеллектуального любопытства, ложного толкования йогических методов и психических возможностей невеждами и непосвященными, но является следствием того, что средствами, обыденной речи невозможно высказать высшее проявление духовного опыта. Неописуемое состояние, понятное лишь посвященному или практику, может быть выражено лишь иносказательно, посредством аналогий и парадоксов»5.

Тем не менее, несмотря на строжайшие тайны, знание о Шамбале в Центральной Азии, в первую очередь среди тибетцев, получило широкое распространение и нашло свое отражение, как в летописях, так и в буддийском искусстве. Известны – тибетские, китайские, монгольские и бурятские, живописные танки Шамбалы на шелке, изображающие эту священную страну совершенно одинаково: в виде 8-лепестковой страны, окруженной снежными горами. В центре этой страны высится драгоценный дворец Калапы и на троне восседает Владыка Шамбалы.

Попробуем разобраться, что в этом мифе было изначально, а что принесено фантазией современных авторов.

Таинственная азиатская Шамбала, подобно Атлантиде из диалогов греческого мудреца Платона, породила множество противоречивых мнений и споров среди ученых и читателей. Уже в средние века, ее местоположение, стало загадкой. Шамбалу пытались найти буддийские ламы и паломники, иезуитские миссионеры и китайские философы. Священную страну искали среди гималайских гор, в Афганистане и в пустыне Гоби. Из Тибета на север на ее поиски отправлялись буддийские паломники, а с севера на юг, из Туркестана и Алтая в это же время двигались в поисках «обетованной земли» русские староверы. Проблема таинственного царства в центре Азии нашла отражение в трудах ведущих востоковедов мира и религиозных лидеров Тибета. О великих махатмах Шамбалы сообщали Е. Блаватская и Рерихи, благодаря этому знание о Шамбале было распространено далеко за пределами Азии. По большому счету, если бы не поэтические очерки Н. Рериха и идея Е. Блаватской о Белой Ложе гималайских махатм европейцы, вряд бы так широко заговорили о Шамбале.

Картина Н.Рериха "Тангла песнь о Шамбале", 1943 г.

Знаменитый русский художник и мыслитель Н. Рерих в очерке «Сердце Азии» писал: «Если будет произнесено здесь самое священное слово Азии – Шамбала, вы останетесь безучастны. Если то же слово, будет сказано по санскритски – «Калапа»6, вы также будете молчаливы. Если даже произнести здесь имя великого Владыки Шамбалы – Ригден-Джапо7, даже это громогласное имя Азии не тронет вас. Но это не ваша вина. Все сведения о Шамбале так рассеяны в литературе. На Западе нет ни одной книги, посвященной этому краеугольному понятию Азии»8. С тех пор в мире опубликовано огромное количество книг и статей по этой тематике, но ясности о загадочной Шамбале это не добавило. Шамбала стала классическим примером одной из загадок Центральной Азии. Несмотря на многочисленные письменные свидетельства, путешественникам и экспедициям так и не удалось найти никаких подтверждений реального существования Шамбалы в прошлом. Гималайское царство Шамбала севернее Индии, существовавшее согласно историческим хроникам вплоть до XIV–XV вв. не оставило о себе никаких следов на земле. Так это считалось до недавнего времени, однако некоторые свидетельства и следы Шамбалы найти все-таки удалось.

Авторитетный немецкий исследователь Хельмут Хофман, автор книги «История Западного Тибета» писал: «Страна Шамбала, несомненно, находится вне Индии, и по всей вероятности, первоначально это была реальная область, но со временем ее стали считать чисто мифическим царством». С течением времени Шамбала стала отождествляться в тантрическом буддизме с чистой землей, к перерождению, в которой стремятся все истинные буддисты. О Шамбале стали говорить, как о месте расположенном в другой реальности или в другом измерении, доступном для взора лишь духовно развитыми личностями. Учение о духовной сфере Шамбалы заняло центральное место в тайной тибетской доктрине калачакры. Поиск духовной сферы Шамбалы (особого качества духа) является конечной целью всех учеников калачакры, постичь суть которой можно лишь через сложные медитативные практики, и достигнув просветленного состояния души.

Считается, что попасть в Шамбалу могут только избранные, истинно верующие буддисты, прошедшие предварительное очищение и добившиеся определенных успехов в религиозных практиках. Многочисленные поиски Шамбалы в Гималайских горах ни к чему не привели, поэтому принято считать, что Шамбала в настоящее время стала невидимой и переместилась в иной мир, но мудрецы Шамбалы по-прежнему поддерживают связь с избранными ими представителями человечества.

Среди ученых-востоковедов в настоящее время доминирует версия о Шамбале, как древнем гималайском царстве, реально существовавшем в прошлом. Заброшенные пещерные города Шангшунга, в частности его столицу – Кьюнглунг в долине Сатледжа пока невозможно с уверенностью соотнести со столицей Шамбалы. Там не найдено никаких памятных стел с надписями подтверждающих эту гипотезу, тем не менее многие факты указывает на то, что этот пещерный город – претендент №1 в списке возможных древних прописок Шамбалы. В противовес гипотезе ученых, в представлении религиозных мистиков Шамбала недоступна для посещения и размещается в смежном пространстве, в другом измерении. Так, что же в действительности скрывается под названием «тайного центра всего мира» и «невидимого правительства всего человечества» в этом азиатском мифе? Что же такое Шамбала – миф или историческая реальность?

Объективно разобраться, в опубликованных на сегодняшний день, версиях и определениях Шамбалы достаточно сложно, в разнообразии толкований уже утеряно подлинное первоначальное значение. На английском языке издано и опубликовано несравненно больше книг и статей о Шамбале и о Тибете, достаточно сравнить список доступных для приобретения книг, например, по базовому слову «Тибет» в Интернет-магазинах: на русском языке – 28 книг, на английском – 347. В результате в самом Тибете, ламы, не знакомые с новыми научными публикациями и материалами археологических раскопок, о Шамбале знают меньше, чем западные читатели. Их высказывания о Шамбале туманны, противоречивы и часто свидетельствуют о полном невежестве в данном вопросе.

В поисках правильных ответов мне пришлось перечитать всю доступную по этому вопросу литературу, услышать массу противоречивых мнений, во время своих экспедиций по Центральной Азии встречаться с монгольскими, бурятскими, непальскими и тибетскими ламами. При этом я убедился, что буддийские ламы часто не знакомы с бонскими текстами, а бонские ламы не хотят знать буддийских, и все они совершенно не интересуются и не знают о современных научных работах по истории Тибета, результатах археологических исследований и мнениях западных археологов и историков. Очень часто ответы лам свидетельствовали о довольно узком и специфическом знании, не выходящем за пределы их религиозных школ. Так, на конкретный вопрос о разъяснениях местоположения Мадхьядеша, упоминаемого в исторических летописях Гой-лоцавы, следовала рекомендация непальского ламы спросить об этом в самом Мадхьядеше, оказывалось, что текста Гой-лоцавы лама не знает и то, что Мадхьядеш уже не существует на карте Индии тоже. Об Олмолунгринге буддийские ламы советовали мне говорить с бонскими жрецами, это не входило в круг буддийских понятий. В Иволгинском дацане, ответы лам на вопросы о Шамбале чаще всего сводились к общим формулировкам, подобным высказыванию непальского ламы Пима Рангрига Дордже, с которым я долго беседовал. Он вырос в Западном Тибете, рядом с горой Кайлас, но совершенно ничего не смог рассказать о Шангшунге и ее древней столице Кьюнглунге, которая находится недалеко от места его рождения. О Шамбале он сообщил только стереотипную формулировку, известную со слов Далай-ламы XIV: «Сколько людей, столько мнений. Каждый выбирает версию, которая ему ближе. Каждой дхарме (учению) свое время, когда она появляется на свет. Сейчас Шамбалы нет, скоро в определенное время она проявится. Сейчас вы ее не увидите и не услышите, но когда ее время настанет, она проявится физически». Распространенный стереотип о мудрых буддийских ламах, к которым долго идут в горные обители для получения ответов на самые сложные вопросы, на деле оказался ложной выдумкой журналистов. Их знание целиком и полностью базируется на религиозных догмах, и чаще всего ограничиваются результатами узкоспециализированного изучения буддийских сутр. Многие ламы длительное время проживают в уединении и полной изоляции от внешнего мира в своих затерянных в горах монастырях, не выезжая далеко за пределы монастырских стен. Они могут достичь духовного просветления путем практики медитации, и в религиозных вопросах по буддизму им нет равных. Однако, лишенные многих достижений западной цивилизации – современных электронных средств общения, и возможности знакомиться с новейшими научными публикациями, в вопросах истории своей страны их ответы бывает ошибочными.

По мере перевода буддийских текстов на русский язык в научный оборот будут вводиться новые данные о Шамбале, но уже сейчас очевидно, что миф о ней получил наибольшее первоначальное распространение в Индии и Тибете. Он был связан с реальной земной Шамбалой, расположенной где-то в гималайских горах севернее Мадхьядеша, который в древности находился в среднем течении Инда. Для полноты обзора, в этот текст, включены самые разнообразные сведения, достоверность некоторых из них не поддается проверке из-за отсутствия ссылок на их происхождение. Некоторые из них были опубликованы в единственном авторском варианте, источник которого не удается определить ни одному из последующих исследователей, тем не менее, для полноты представления обсуждаемой темы они также включены в обзор. Чтобы не запутаться в многочисленных цитатах, все они в тексте снабжены точными ссылками на источники.

Автор: Сергей Волков

http://baikal.irkutsk.ru/index.php?rubr=13&doc=4

Картина дня

наверх